Рекомендации психолога педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях
Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.
Эти трудные черты порой абсолютно неуправляемы и приводят к постоянным конфликтам, как между учащимися, так и с педагогами, они же мешают учебному процессу и нарушают дисциплину на уроках. Таким образом, они недопустимы, нежелательны и каждому педагогу хотелось бы избавиться от них раз и навсегда. Это взгляд со стороны педагога. А что же происходит внутри подростка, почему именно в этом возрасте практически каждый из них проявляет эти черты?
Хочется еще раз напомнить, что подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. А, как известно, именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Во взрослом мире даже принято проверять человека, как в профессиональной, так и в обыденной жизни, путем испытаний и трудностей, т.е. искусственным созданием кризисных ситуаций. Тогда чем подростки хуже взрослых, почему они не могут в состоянии кризиса проявить свою негативную сторону? Тем более, что это кризис естественный и действительно является для любого ребенка серьезным жизненным испытанием. Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией.
Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки, нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и помощь со стороны умных, знающих и самое главное добрых людей – УЧИТЕЛЕЙ (в самом широком смысле этого слова).
Рекомендации:
Конфликты во время урока.
1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.
3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.
Агрессивность.
4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Учебный процесс.
5. В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.
Общие советы:
7. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.
8. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
9. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
10. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.
Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!
Рекомендации педагогам по работе с учащимся с асоциальной направленностью САМОВОСПИТАНИЮ
Выяснить особенности семейного окружения, влияние улицы, неформальных групп.
Иметь представление, какие потребности учащийся удовлетворяет, общаясь с представителями той или иной группировки:
- хочет ли самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе;
- реализовать мотивацию дружеского общения;
- удовлетворить потребность в алкоголе, курении, наркотиках и т.п.
Чрезвычайно важно проследить путь, который привел уч-ся в данную группировку.
Выяснить отношение девушки к себе и к своим поступкам, к окружающим.
Важно установить и поддержать все здоровые, позитивные, сохранные стороны личности девушки, обратив их на то, чтобы повысить ее самоценность и укрепить уверенность в себе.
Выявить круг друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могли бы ей помочь.
Не допускать ошибок в общении с «трудными» уч-ся:
- критиковать отдельные поступки, а не личность уч-ся в целом;
- не подключать к негативной оценке личности уч-ся всю группу (замечания делать наедине);
- прежде, чем сделать замечание по поводу негативного поступка девушки, найти повод подчеркнуть позитивные стороны личности уч-ся.
Привлекать уч-ся с примитивными духовными интересами к занятиям, требующим интеллектуальных усилий.
Больше общаться с уч-ся, провоцируя их на доверительный разговор, касающийся взаимоотношений между юношами и девушками, родителями и детьми.
Использовать для обсуждения с уч-ся в любой свободный момент материалы из прессы, телевидения, окружающей жизни.
Рекомендации педагогам по работе с учащимися, требующими особого педагогического внимания
Недисциплинированные учащиеся Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание упрямства, как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция. Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения. Основной путь профилактики и искоренения упрямства - устранение причин, вызвавших этот недостаток, организация правильного режима учебы и отдыха, разумная требовательность.
Агрессивные учащиеся
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей физической силы, часто носит демонстративный характер. Возможна агрессия при регулировании отношений в группе.
Коррекция. Спокойный, неторопливый, доброжелательный разговор, аргументированное доказательство неправильности их поведения. Не позволять себе их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать особенности и бурные реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях окончательного исправления не следует закреплять отрицательную оценку за молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общественную деятельность. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо находить повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Ленивые учащиеся
Причины:Отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за их поведением, влияние товарищей.
Коррекция. Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся, связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше самостоятельности. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком психическом состоянии (радости от успехов деятельности) возникают условия для развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Эгоистичные учащиеся Эгоисты - это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста - собственное «Я», личное преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы. Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и представителей юношеского возраста.
Грубые учащиеся Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть ответом на несправедливость взрослых.
Коррекция.Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся, предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость может быть вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда и отдыха.
Ненастойчивые учащиесяНенастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся
Причины:боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Иногда ложь - прикрытие поступков товарищей.
Коррекция.Беседы о честности, правдивости и о лжи - презренном качестве личности человека. Быть примером честности, не дать возможности учащимся усомниться в этом.
Неорганизованные учащиеся К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Неорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные. Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух видов: внешне заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные - слепо подчиняются установленному порядку в школе и в семье. Лишен самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний. Внутренне заорганизованные - чрезмерно организованные, активные. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция.Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание чужих вещей происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция.Взаимодействие с семьей, повышение уровня культурного и нравственного развития, вовлечение в деятельность.
Суицидальные учащиеся Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на свою жизнь. Суицидальные проявления - суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь; половая несостоятельность; оскорбление со стороны окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания, уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
капризность, привередливость;
депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
агрессивность;
нарушение аппетита;
раздача подарков окружающим;
психологическая травма;
перемены в поведении;
угроза;
активная предварительная подготовка.
Помощь. Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта. Собеседник - суицидент должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам СППС.
Рекомендации педагогам по работе с неуспевающими учащимися
Выяснение причин стойкой неуспеваемости уч-ся
Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)