РУС БЕЛ ENG

Учителю-предметнику

КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

  1. Результативность.

Оценка качества и результативности даже одного учебного занятия является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В продуктивном педагогическом опыте учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного учебного занятия:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
  • объем и прочность познавательной информации, полученной учащимися;
  • формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
  • вклад в формирование личностных качеств учащихся в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
  • формирование и поддержание мотивации достижения успеха каждым учащимся с учетом его возможностей и способностей;
  • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность учебного занятия достигается эконом­ным и целесообразным расходованием времени, примене­нием разнообразного арсенала педагогического инструмен­тария (методик, технологий, методов, средств, способов, приемов обучения). Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, его авторитет и преданность делу.

2.                 Структурированность учебного занятия.

В современных условиях, когда объем научной информа­ции огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится определение структуры учебного занятия, нахождение оптимального (в первую оче­редь с точки зрения затрат времени) варианта работы с учеб­ным материалом, выбора методов обучения, эффективность их использования на каждом этапе.

Рациональную структуру учебного занятия обеспечивают:

-   комплексное планирование задач обучения, воспита­ния и развития;

- выделение в содержании учебного занятия и конкрет­ной темы главного, существенного;

- определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения но­вого, закрепления, домашнего задания;

-   выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

-   реализация в образовательном процессе принципов дифференциации и индивидуализации;

-  создание необходимых учебно-материальных усло­вий обучения.

Большая часть времени (20-30 минут) должна быть по­священа изучению нового материала (учиться на самом учеб­ном занятии). Чтобы данный материал был прочно усвоен учащимися, надо определить его в зону ближайшего раз­вития, привязать к изученному, знакомому, которое актуализируется перед началом работы над новой темой. Отсюда название первой части - актуализация опорных знаний, уме­ний и навыков, а не узкое - «опрос». Контрольная же функ­ция на учебном занятии не самоцель, не средство корректи­ровки содержания учебного предмета, а постоянная обратная связь в системе «учащийся - учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний в практической деятельности: решение задач, выполнение упражнений, проведение опытов и др. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему, самым коротким путем ве­дущую учащихся: к достижению цели широко используемого учителями комбинированного учебного занятия.

3.     Активизация познавательной деятельности уча­щихся.

Эффективное усвоение знаний предполагает такую орга­низацию познавательной деятельности, при которой учеб­ный материал становится предметом активных мыслитель­ных и практических действий каждого учащегося. Важную роль в этом играет интерес. Задача учителя - создать такую атмосферу в классе для работы, чтобы принимать в ней уча­стие изъявил желание каждый учащийся. Неоценимую по­мощь в этом окажет молодому специалисту использование интерактивных форм и методов взаимодействия. В системе «учитель - класс - учащийся» включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов; идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каж­дый учащийся говорит, слушает и слышит, учится и учит, подчиняется и руководит.

4.      Дидактическая структурированность учебного материала.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является такое построение учебного занятия, в ос­нове которого лежит проблемная ситуация - возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.

Обучение с помощью проблемной ситуации можно пред­ставить поэтапно:

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной ра­боты

1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Обнаружение скры­того противоречия в проблемном вопросе

Установление при­чинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях

2.Формулиро­вание гипотезы

Обозначение с по­мощью гипотезы основного направле­ния поиска ответа

Выдвижение гипоте­зы

3.Доказа­тельство гипотезы

Доказательство или опровержение пред­положения, выска­занного в гипотезе

Установление при­чинно-следственных связей

4. Общий вывод

Обогащение ранее сформированных причинно-следст­венных связей но­вым содержанием

 

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Естественно, его помощниками могут быть пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация: - это особое пси­хологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-лич­ностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти фак­торы, создавать проблемные ситуации в сознании учащих­ся, наиболее успешно развивает их творческие способности.

5.     Самостоятельность и творчество учащихся в обра­зовательном процессе.

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач: создать такие педа­гогические условия, при которых учащиеся с осознанным интересом будут заниматься самостоятельной работой; на­учить их рациональным приемам такой работы; научить са­мостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на осно­ве тщательно продуманной системы, в которой будут четко определены задачи и место в образовательном процессе каж­дого вида самостоятельной работы; использование адекват­ных ей методов, приемов и средств.

В образовательном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; подготовка реферата по определенной теме, презентации; работа с дидактическим материалом; решение проблемной ситуации; подготовка материалов для тематического портфолио; продумывание заданий для групповой работы одноклассников; выполнение лабораторной работы; разработка проектов; моделирование учебных ситуаций и др.

6.     Практико-ориентированность.

Любое современное учебное занятие должно помочь учащемуся ответить на ряд вопросов; зачем? Для чего? Почему? Данные вопросы помогут, с одной стороны, молодому учителю сориентироваться в практической направленности учебного материала, а, с другой стороны, учащемуся определить его ценность и значимость для освоения и усвоения тех или иных концепций, моделей, положений, закономерностей, точек зрения.

7.     Рациональное использование имеющегося в учреждении образования учебно-методического комплекса.

Современное учебное занятие – это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным кабинетом, который включает в себя, как правило, три основных компонента: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.

В учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, пособия, справочные материалы, которые составляют внутреннее его содержание. Чтобы они были приведены в действие и влияли на качество проводимых учебных занятий, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от оборудованных рабочих мест учителя и учащихся до электронных средств обучения. Все это называется средствами управления образовательным процессом, которыми необходимо владеть современному учителю.

КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.    Организационный – организация класса в течение всего учебного занятия, готовность учащихся к учебному занятию, порядок и дисциплина.

2.    Целевой – определение целей учения как на все учебное занятие по данной теме, так и на отдельные его этапы.

3.    Мотивационный – определение значимости для учащихся (самими учащимися) изучаемого материала как по данной теме, так и по всему содержанию учебного предмета.

4.    Коммуникативный – организация общения учителя с классом, учащихся между собой.

5.    Содержательный – осуществление подбора материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6.    Технологический – определение форм, технологий, методов обучения, оптимальных для данного типа учебного занятия, темы, класса.

7.    Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности учащегося на учебном занятии для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.    Аналитический – подведение итогов учебного занятия, анализ и самоанализ деятельности учащихся на учебном занятии (отдельных этапах), анализ результатов собственной деятельности учителя по организации и проведению учебного занятия.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основной формой организации образовательного процесса при реализации программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие.

Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом учеников.

Учебные занятия даже по одному учебному предмету мало похожи друг на друга. Для учебных занятий характер­ны специфические признаки:

1)    постоянная группа учащихся (класс);

2)    руководство учителем деятельностью учащихся с уче­том индивидуальных особенностей каждого из них;

3)    овладение основным изученным материалом на учеб­ном занятии.

Структура учебного занятия и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения и воспитания. В зависимости от преоб­ладающих методов и средств обучения один и тот же тип учеб­ного занятия может иметь несколько разновидностей (видов).

Структура учебного занятия - совокупность элементов учебного занятия, обеспечивающая его целостность и сохран­ность основных характеристик при различных вариантах.

ПРИМЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.     Организация начала учебного занятия— 2 минуты. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к учебно­му занятию, сообщить его тему и цель.

2.     Проверка домашнего задания - 3 минуты. Определить уровень усвоенного учебного материала предыдущей темы и подготовить учащихся к восприятию новой информации.

3.     Основная часть. Изучение нового материала - 20 ми­нут. Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением самих учащихся.

4.     Первичное закрепление знаний - 5 минут. После объяс­нения нового материала можно использовать специальные зада­ния, направленные на выработку умений и применения знаний.

5.     Самостоятельная работа учащихся с последующим контролем - 10 минут.

6.     Подведение итогов учебного занятия - 2 минуты. Выяснить, чему научились учащиеся на учебном занятии, что нового и полезного узнали для себя, аргументировать оценку их знаний.

7.     Информация о домашнем задании - 3 минуты. Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ и МЕТОДЫ

СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Форма - это наружный вид чего-то, внешнее очерта­ние, определенный установленный порядок; внутренняя ор­ганизация содержания.

Применительно к обучению, форма - это специальная кон­струкция образовательного процесса, характер которой об­условлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся. Данная конструкция пред­ставляет собой внутреннюю организацию содержания, кото­рым выступает процесс взаимодействия, общения учителя и учащихся в ходе работы над конкретным учебным материалом.

Выделяют следующие основные формы организации об­разовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Фронтальная форма предполагает совместную деятель­ность учителя и всего класса: учитель излагает учебный ма­териал для всего класса, ставит одинаковые задачи, а учащи­еся решают одну проблему, овладевая учебным материалом.

При групповой работе класс делится на несколько групп, которые выполняют одинаковые или различные за­дания. Количество учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Груп­повая работа учащихся может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения лабора­торных и практических работ, изучения нового материала.

Парная форма работы представляет собой взаимодей­ствие в системе «учащийся- учащийся». Она целесообраз­на в том случае, когда один учащийся (сильный) выполняет функции учителя и научает другого учащегося (менее подго­товленного); обучая другого, закрепляет свои знания.

При индивидуальной работе каждый учащийся по­лучает задание, которое он выполняет независимо от одно­классников. Как правило, при определении задания учитель учитывает уровень подготовки и возможности учащегося. Такая форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятель­ности учащегося, дифференциации заданий.

Следует отметить, что использовать в образовательном процессе каждую из форм отдельно нежелательно. Только их оптимальное сочетание дает ожидаемые результаты. Сочета­ние же определяется учителем на основе решения образова­тельных задач, специфики темы, объема материала и др.

Охарактеризованные формы организации образователь­ного процесса имеют свои разновидности: урок, экскурсия, практикум, домашняя работа, факультативное занятие, се­минарское занятие, консультация, конференция, дополни­тельное занятие и др.

Урок является основной формой организации образова­тельного процесса.

Лекция - форма проведения учебного занятия, направ­ленная на устное изложение материала по определенной теме. В практике работы учителей чаще всего используется установочная лекция, которая используется в начале изуче­ния учебного предмета либо объемной крупной темы.

Одна из разновидностей данной формы - интерактивная лекция. В чем ее отличительные особенности?

Во-первых, она предполагает обоюдную активность учителя и учащих­ся; во-вторых, обеспечивает возможность определения уров­ня изложения содержания учебного материала с учетом под­готовленности учащихся, режима работы с использованием ЭСО, дидактических материалов; в-третьих, основывается на поддержании прямых и обратных связей с учащимися через диалог, мини-дискуссии, постановку вопросов относи­тельно личного понимания ключевых слов темы.

К интерактивной лекции предъявляется ряд требований:

-       обоснование выбора темы занятия;

-       установление активной коммуникации с классом на основе прямых и обратных связей;

-       четкая формулировка цели, определение задач, дета­лизирующих реализацию поставленной цели лекции;

-       пошаговое развертывание содержания рассматривае­мой проблемы в тематическом поле лекции;

-       планирование набора действий по стимулированию интереса и мотивации к проблематике лекции и вопросов для мини-дискуссий;

-       выявление в процессе мини-дискуссий новых смыс­лов и концептуальных связей между выделяемыми функци­ональными компонентами лекции;

-       определение противоречий, которые будут решаться введением новой образовательной технологии «интерактив­ная лекция»;

-       определение отношения учащихся к выводам из со­держания учебного занятия;

-       подведение итогов лекции, оценивание ее качества по определенным критериям.

Семинарское занятие - это продуманный и подготовлен­ный заранее процесс обучения и воспитания на определен­ную тему, проводимый в диалогической форме. Чаще всего такие занятия проводятся после изучения темы, для повторе­ния изученного материала. Учитель заранее готовит ряд во­просов по теме и распределяет их среди учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят развернутый ответ по своему вопросу (дома, в библиотеке, в учебном кабинете с помощью Интерне­та). После выступления учащегося класс задает ему вопросы по теме. Может быть организовано коллективное обсуждение выступления одноклассника, рекомендована отметка за ра­боту. Выставление отметки аргументируется учителем.

Факультативное занятие - это занятие, направленное на повышение у учащихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию по­знавательной деятельности, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Оно предназначено для расширения кругозора, формирования личностных качеств, развития творческого потенциала учащихся. Благодаря факультатив­ным занятиям каждый учащийся может самоопределиться, попытаться познать себя, «найти себя» в каком-то конкрет­ном деле: будь то занятия, направленные на развитие дви­гательной активности, или занятия по подготовке к интел­лектуальным состязаниям, смотрам, конкурсам, или просто обеспечивающие удовлетворение личностных интересов.

Факультативные занятия направлены на выполнение ряда функций:

а) предметной - ориентированной на повышение уровня изучения учащимися отдельных учебных предметов с тем, чтобы успешно участвовать в предметных олимпиадах, кон­курсах, централизованном тестировании;

б) развивающей - направленной на личностное раз­витие учащегося с учетом его склонностей, интересов и по­требностей, на приобщение к поисково-исследовательской деятельности;

в) мотивационной - призванной развивать у учащихся мотивацию достижения успеха не только в изучении отдель­ных предметов, но и в социально-значимых делах;

г) коррекционно-стимулирующей - направленной на «выравнивание» образовательного уровня учащегося, обе­спечение на этой основе избавления от комплексов «неуспешности», стимулирование продвижения вперед, значи­мых результатов деятельности;

д) адаптационной – позволяющей формировать у учащихся социальные компетенции, мобильность, способность быстро адаптироваться к условиям, атмосфере, ситуации;

е) профориентационной – призванной оказывать учащимся помощь в их профессиональном самоопределении.

Факультативные занятия проводятся по учебным программам, позволяющим обеспечивать соблюдение преемственности между обязательными учебными предметами и факультативными занятиями, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. Естественно. Что при определении перечня таких занятий необходимо исходить не только из личных желаний учащихся, их родителей, но и возможностей учреждения образования. Желательно учитывать конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с региональными условиями.

Содержание факультативных занятий чаще всего носит практико-ориентированный характер. В зависимости от их вида определяются формы работы.

Важным педагогическим условием эффективности факультативного занятия, на наш взгляд, является возникновение и поддержание познавательного интереса учащихся.

Практическое занятие – форма проведения учебных занятий, ориентированная на связь теории с практикой и служащая для закрепления знаний путем вовлечения учащихся в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, формирования умений пользоваться научно-справочной литературой, техническими и другими средствами. Как правило, практические занятия ориентированы на наиболее значимые темы, предусматривающие формирование умений и навыков использования теоретических знаний на практике.

Важным условием продуктивности практических занятий является подготовка к ним учащихся: изучение литературы по теме, вычленение сущности явления в изучаемом материале, владение методами исследования, умение моделировать и проектировать, готовность иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Лабораторное занятие — форма организации учебных занятий, направленная на углубленное изучение научно-те­оретических основ учебного предмета и овладение современ­ными методами, умениями экспериментирования с помощью специального оборудования (аппаратуры, приборов), элек­тронных образовательных ресурсов. На таких занятиях уча­щиеся на основе проводимых опытов включаются в процесс познания явлений, закономерностей, свойств, законов. Это позволяет им осваивать на практике работу машин, прибо­ров, процессов, формировать умения работы с аппаратурой, схемами, моделями, пользоваться измерительной техникой.

Практикум - это особый вид учебных занятий, наце­ленных на практическое усвоение учащимися основных по­ложений конкретной темы.

Данная форма предусматривает самостоятельное вы­полнение учащимися практических и лабораторных работ. Обычно она применяется в комплексной форме в 10-11-х классах, но, уже начиная со второй ступени общего среднего образования, учащиеся выполняют кратковременные лабо­раторные и практические задания, готовящие их к развер­нутой исследовательской деятельности.

Уроки-практикумы проводятся, как правило, после изу­чения какого-либо раздела (темы) с целью повторения и углу­бления пройденного материала. Это групповая форма работы, когда класс делится на группы по 2-3 человека в каждой. Каждая группа выполняет отличающиеся от других лабора­торные и практические задания по специальному расписа­нию, чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации учащихся. Важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей внутри них.

Самостоятельная работа учащихся предусматривает ис­пользование наглядных, практических и исследовательских методов. В ходе работы производится анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов.

После проведения практикума проводится групповая проверка. Также не исключается самопроверка, которая способствует развитию самооценки учащихся.

Важным условием для проведения практикумов явля­ется наличие кабинета-лаборатории с необходимым обору­дованием, а также подробных инструкций по выполнению заданий и инструкций по технике безопасности к каждой проводимой работе.

Ролевая игра - форма учебных занятий, которая чаще всего применяется учителями учебных предметов гумани­тарной направленности. Она может использоваться при усво­ении вопросов речевого этикета, при развитии полемических умений и ведения диалога, при изучении иностранных язы­ков в предлагаемых разнообразных ситуациях.

 Суть заклю­чается в создании таких ситуаций, в которых каждый участ­ник игры выполняет определенную социальную роль - врача, судьи, адвоката, экскурсовода, бизнесмена и др. Игра имеет определенные правила, с которыми учащиеся знакомятся за­ранее. Ведущий, т. е. учитель, руководит ходом игры.

Данная форма учебных занятий предполагает создание ситуации, близкой к реальной, пробуждает у учащихся ин­терес к изучаемой теме, повышает результативность учебной деятельности. Кроме того, использование игровой формы помогает всем участникам учиться экономить время на отра­ботку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения, развивает у них мотивацию достижения успеха. В конце игры подводятся итоги. Осуществляется самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реаль­ностью, определение значимости полученных результатов.

Диалог - форма работы, характеризующаяся сменой вы­сказываний двух или нескольких (полилог) говорящих лиц. Реплики говорящих связаны между собой по смыслу и со­ставляют вместе единое целое, поэтому диалог рассматрива­ется как вид связной речи или текста.

В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мими­ка, интонация. Для него характерны некоторые стилисти­ческие особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и др.

Ценность диалога состоит, в первую очередь, в том, что он является продуктивным способом развития речевого об­щения учащихся.

Доклад - форма публичного выступления, сообщения на определенную тему. В учреждении образования докла­ды используются в процессе преподавания разных учебных предметов, как на учебном занятии, так и при проведении факультативных занятий. Доклад - эффективное средство развития научного стиля речи учащихся. Важную роль в раз­витии учащихся играет процесс подготовки к докладу: опре­деление темы, сбор материала, составление плана или тези­сов, написание текста. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащих­ся. Нередко доклад делается лишь по тезисам, без подготов­ки полного текста. В этом случае становится эффективным средством развития устной речи. Обсуждение доклада ори­ентирует на вовлечение всех учащихся в данный процесс, что позволяет формировать у них умения высказываться ар­гументировано, кратко, отстаивая свою точку зрения.

Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый ее участниками с целью поиска истины. Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. Для того чтобы каждый учащийся мог быть активным участником процесса обсуж­дения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы (до 10 человек). Положительным моментом в проведении дискуссии является подбор состава участников, разных по уровню подготовки, личностным качествам и др.

В педагогической практике получили распространение раз­личные виды обмена мнениями, представляющие собой сверну­тые формы дискуссии: дебаты, круглые столы, диспуты и др.

Дебаты - четко структурированный и специально ор­ганизованный публичный обмен мнениями между двумя сторонами по актуальным темам; разновидность публичной дискуссии, участники которой призваны переубедить в сво­ей правоте третью сторону, а не друг друга; формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников (представителей двух противосто­ящих, соперничающих команд) и взаимных опровержений. Вербальные и невербальные средства, которые используют­ся участниками дебатов, имеют целью получения определен­ного результата - сформировать у учащихся другой коман­ды положительное впечатление от собственной позиции.

Круглый стол - разновидность дискуссии, в которой на равных участвуют все учащиеся и учитель, собравшие­ся «за столом». Данная форма предполагает рассмотрение актуальной для учащихся проблемы, которая, в результате ее обсуждения с помощью метода «цепной реакции» к кон­цу учебного занятия должна быть решена либо должно быть предложено несколько вариантов ее решения. Поэтому про­водить тематические круглые столы целесообразно на заклю­чительном занятии по данной теме.

Диспут - специально подготовленный и организован­ный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более сторон, отстаиваю­щих свои позиции. Цель проведения диспута — формирова­ние оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Данная форма продуктивна в процессе формирования у учащихся умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Конференция – собрание, на котором обсуждается какой-либо актуальный вопрос. Используется как форма коллективной деятельности, направленная на развитие познавательных интересов, мотивации исследовательской деятельности.

В учреждениях образования проводятся конференции по различным учебным предметам, направлениям, проблемам, читательские конференции. В ходе конференции заслушиваются основной доклад, содоклады; участники выступают с сообщениями, проходят дискуссии. Иногда конференция проводится как итоговое учебное занятие по изучению разделов учебного предмета. Поэтому она выступает эффективным средством обогащения словарного запаса учащихся, развития у них связной речи, главным образом деловой устной.

Домашняя учебная работа – это самостоятельная форма работы учащихся, выполняемая ими вне класса и без непосредственного руководства учителя, но с учетом данных им рекомендаций.

Значение домашней работы состоит в том, что она развивает самостоятельность рассуждений и действий учащегося. Хотя он и работает в соответствии с указаниями учителя, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному усвоению учебного материала.

Существуют определенные дидактические требования к домашней работе.

 Задания должны быть:

а) небольшими по объему, но содержательными, сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении правила, операции мышления, практических действий;

б) более просты и понятны, чем те, что выполнялись в классе;

в) связаны с непосредственными наблюдениями и впечатлениями учащихся, особенно при составлении задач, примеров, предложений, написании сочинений, проведении практической работы;

г) сопровождаемы инструктивными указаниями о том, как их выполнять, чтобы предупредить возможность механического копирования работы, выполняемой в классе;

д) индивидуализированы с учетом возможностей и подготовки учащихся; е) проверены учителем после проведения учебного занятия либо со всем классом на следующем учебном занятии, что формирует дисциплинированность и ответственность учащихся.

Консультация – форма учебных занятий, на которых учитель разъясняет учащимся отдельные вопросы содержания учебного предмета. Консультация может проводиться индивидуально или по группам, для одного класса или для учащихся разных классов. Как правило, вопросы для консультаций инициируют сами учащиеся.

В период подготовки учащихся к выпускным экзаменам составляется расписание консультаций, которые проводятся по темам и разделам учебного предмета. Консультации могут проводиться учителями перед контрольными и тематическими работами.

Самостоятельная работа учащихся – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия, осуществляемая при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении учебного материала. Многие виды работ учащихся могут быть как самостоятельными, так и несамостоятельными. Сообщение новой темы может быть организовано в форме эвристической беседы с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в целостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения и усвоения материала учебника без помощи учителя. Организуя самостоятельную работу учащихся на учебном занятии, учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от поставленных задач, условий работы, использует специальные сборники задач, упражнений, заданий для учащихся, а также рабочие тетради по учебным предметам на печатной основе.

Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи; способы совместной деятельности учителя и уча­щихся, направленные на достижение ими образовательной цели. Составной частью метода является - прием.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения материала и ха­рактер взаимодействия участников данного процесса.

Методы обучения классифицируются по ряду признаков:

-источнику знаний;

-характеру познавательной деятельности учащихся;

-руководящей роли учителя;

-степени активности учащихся;

-возможности стимулирования и самостимулирования учебной          деятельности;

-условиям контроля и самоконтро­ля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В педагогической деятельности методы реализуются в различных формах (в конкретных действиях, организаци­онных формах, приемах и др.) и осуществляются различны­ми средствами обучения (ТСО, учебное пособие, речь и др.).

На учебном занятии методы обучения должны соответ­ствовать его задачам и материальному обеспечению; харак­теру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся; их индивидуальным особен­ностям, подготовленности и возможностям; личностным качествам учителя и уровню его методической подготовки; бюджету времени.

В педагогической практике учителя чаще всего исполь­зуют словесные (объяснение, рассказ, работа с книгой, изло­жение, рассуждение, беседа, проблемное изложение), нагляд­ные, практические методы обучения, а также наблюдения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ

УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ

 1.            Организационные требования:

соответствующая подготовка учебного кабинета, ра­бочих мест к проведению учебного занятия;

четкость, рациональное использование времени на учебном занятии;

создание деловой рабочей атмосферы;

дисциплинированность учащихся.

Продуманную структуру учебного занятия отличают: организационная четкость; рациональное использование времени; четкая постановка учебной цели; ясная формули­ровка темы и конкретных задач учебного занятия; гибкая, но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, со­держанию и методам проведения учебного занятия; исполь­зование в зависимости от ситуации на учебном занятии того или иного педагогического инструментария (средств, при­емов, технологий).

2.             Общедидактические требования:

цели - обучающие, развивающие, воспитательные;

содержание - объем и структура учебного материала; актуализация опорных знаний, сформированных умений, навыков учащихся;

изложение нового материала;

закрепление материала;

обучение - доступность, проблемность, индивидуаль­ный и дифференцированный подход, наглядность и исполь­зование технических (электронных) средств обучения, меж­предметные связи;

учение - работа в зоне ближайшего развития лич­ности учащегося, активность, самостоятельность, творче­ство, поиск, общеучебные умения, учебно-познавательные компетенции;

контроль и оценка - проверка домашнего задания, текущая обратная связь, оценивание уровня учебных дости­жений учащихся, уровня сформированности у них учебных умений и навыков, учебно-познавательных компетенций.

3.             Психологические и этические требования:

собранность и внимательность учителя, его самооб­ладание и постоянный контроль над собой, бодрость духа и оптимизм, умение управлять своим настроением;

высокая требовательность, сочетающаяся с доброже­лательностью, справедливостью и уважением личности уча­щегося, соблюдение педагогического такта;

организация внимания учащихся, учет их возраст­ных и индивидуальных особенностей, создание на учебном занятии положительной эмоциональной обстановки;

проектирование развития личности каждого учаще­гося в пределах изучения учебного предмета и каждого учеб­ного занятия;

использование средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих лич­ностное развитие.

4.             Гигиенические требования:

температурный режим;

освещение кабинета;

соответствие классной мебели росту учащихся;

правильная посадка учащихся;

предупреждение умственного и физического пере­утомления учащихся;

соблюдение норм пользования учащимися компью­терной техникой;

своевременное и качественное проведение физкульт­минуток.

5.             Техника проведения учебного занятия:

оптимальность темпа и ритма учебного занятия;

завершенность каждого этапа;

эмоциональность учебного занятия;

атмосфера активного творческого труда, сотруд­ничества;

сменяемость видов деятельности, оптимальность со­четания педагогического инструментария;

речевая грамотность всех участников образователь­ного процесса.

Молодому специалисту важно помнить, что основной предпосылкой реализации требований к учебному занятию, условием его эффективности являются профессиональная квалификация, интеллектуальный, нравственный и куль­турный облик, формируемый на основе непрерывного само­образования самого учителя.

Анализ и подготовка учебного занятия

 1. Подготовка учителя к учебному занятию.

Качество любого учебного занятия в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Схематично данный процесс можно представить следующим образом.

1-й этап - изучение учебной программы. Эту часть рабо­ты учитель выполняет в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращает на основные цели и за­дачи учебного предмета в целом и каждого раздела програм­мы в частности.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учи­тель вновь обращается к программе для того, чтобы четко сформулировать цели и задачи, которые необходимо будет решить совместно с учащимися в процессе изучения темы на каждом конкретном учебном занятии.

Изучая содержание учебной темы, учитель определяет логическую взаимосвязь с ранее изученным материалом, а также с тем, который еще предстоит изучать. Это позво­ляет определить место каждого учебного занятия в системе учебных занятий по изучаемой теме и четко сформулировать цели деятельности.

2-й этап - знакомство с методической литературой и ее изучение. Изучив содержание очередной темы по учебной программе, учитель просматривает соответствующие разде­лы учебника, методических рекомендаций, а также знако­мится со статьями в методических журналах, собирает необ­ходимый материал для общего плана изучения темы.

3-й этап – изучение материала учебника по конкретной теме учебного занятия. В процессе изучения данного материала учитель мысленно соотносит характер и логику его изложения с достигнутым уровнем подготовки и развития своих учащихся. Особое внимание необходимо уделить тому, как на учебном занятии реализовать принцип полного изложения учебного материала. Тщательно продумывается ход учебного занятия, методика его проведения.

4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в учреждении образования средств обучения, необходимых для данного учебного занятия. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает электронные средства обучения, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание уделяет подготовке учебных демонстрационных и лабораторных работ. Технику их проведения учитель тщательно продумывает, и, если в этом есть необходимость, репетирует, чтобы на учебном занятии все прошло так, как планировалось.

5-й этап – разработка плана учебного занятия. План учебного занятия – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению учебного занятия. Он составляется на основе календарно-тематического планирования с учетом реального продвижения в изучении темы. Молодому специалисту желательно разработать развернутый план учебного занятия, в котором отразить:

1)    тему учебного занятия;

2)    его цели и задачи;

3)    структура учебного занятия – последовательность учебных действий при изложении материала и проведении самостоятельной работы учащихся;

4)    перечень и место учебных демонстраций;

5)    время на каждый этап учебного занятия (при необходимости);

6)    используемое оборудование и дидактический материал.

При разработке плана учебного занятия учитывается степень подготовленности учащихся к осознанному усвоению учебного материала, к выполнению проектируемых учебных действий. Кроме этого очень важно предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у «слабых», и наметить пути их преодоления (например, индивидуальная работа, консультация у одноклассника и др.).

План учебного занятия не должен быть громоздким, перенасыщенным дополнительной информацией. Вместе с тем, и его форма, и его объем должны быть удобными для работы самого учителя. План учебного занятия учитель разрабатывает для себя и своих учащихся; это авторский «документ», авторская педагогическая продукция.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

 

1-й этап – целеполагание.

Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Учащийся сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи). Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?»  Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

 

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.

На нём происходит:

1.     Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

·     теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

·     практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

·      воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

2.    Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

3.     Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

 

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

​ ·Исследовательский метод и вид деятельности;

​ ·Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

​ ·Многообразие подходов и точек зрения;

​ ·Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.

   Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.

   При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода, особое внимание мы уделяем тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. Происходит переосмысление позиций учителя, который становится в большей степени «координатором» и «наставником», чем непосредственным источником знаний. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что учащийся выступает как партнёр в процессе обучения.

     При проведении занятий важную роль играет «открытая познавательная позиция», которая предполагает особый тип отношения к познавательным явлениям. Чтобы сформировать открытую познавательную позицию, на практических занятиях, мы отбираем методы, способствующие:

- восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и то же явление, событие;

- использование множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события;

- синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появление различных идей и неоднозначных суждений.

    При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией.

    Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).

В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

   Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:

- ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля),

- блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника),

- практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование),

- модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

   Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).

    Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью.

   Основные методы обучения:

​ ·методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

​ · метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

​ · методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;

​ · модернизированные традиционные методы обучения;

​ ·методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.

  Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.

   Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.

 

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

 

            На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

    Что даёт компетентностный подход?

​ ·Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает.

​ ·Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

​ ·Подготовку учащихся к успеху в жизни.

​ ·Повышает степень мотивации учения.

​ ·Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Учитель должен уметь:

​ ·Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

​ ·Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

​ ·Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

​ ·Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

​ ·Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

​ ·В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

​ ·Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

​ ·Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

​ ·Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Учитель должен понимать:

​ ·Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям,

​ ·Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,

Рекомендации учителям для формирования компетенций:

​ ·нельзя подавлять интуицию обучаемого, часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя. Учащегося необходимо поощрять за попытку использовать интуицию.

​ ·необходимо формировать у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех.

​ ·опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор).

​ ·необходимо стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

​ · использовать задачи открытого типа, когда отсутствует одно верное решение.

​ · необходимо шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания.

​ · вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.