Творческий (исследовательский) проект
«Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий»
Сроки реализации: 2019 – 2022 гг.
Руководитель: Шинкевич Светлана Валентиновна, государственное учреждение образования «Межевская средняя школа Оршанского района», заместитель директора по учебной работе.
Консультант: Хаменок Людмила Геннадьевна, методист центра дошкольного и общего среднего образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования».
Цель: создание оптимальных условий для формирования у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни посредством здоровьесберегающих технологий через внедрение программы жизнедеятельности «Будем здоровы».
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
систематизировать и расширить знания педагогов о современных здоровьесберегающих технологиях;
выявить затруднения педагогов в ходе реализации проекта, организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности;
разработать план реализации комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы»;
комплексно внедрять в образовательный процесс современные формы, методы и приемы работы на основе здоровьесберегающих технологий;
разработать систему мониторинга оценки уровня валеологической грамотности учащихся;
оценить эффективность и обобщить результаты использования здоровьесберегающих технологий для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы.
- Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели.
Программа жизнедеятельности учащихся начальной школы «Будем здоровы» основана на следующих принципах:
- у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
- здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
- принцип сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей.
Содержание программы структурировано по пяти основным направлениям:
Направление |
Задачи |
Формы реализации |
1.Работа по формированию здорового образа жизни в режиме учебного времени |
- предупредить переутомление; - создать благоприятный психологический климат на учебных и факультативных занятиях; - обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях; - формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания |
- здоровьесберегающие технологии на учебных и факультативных занятиях; - уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта»; - факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»; - учебные занятия по предметам «Человек и мир», «ОБЖ» |
2.Внеклассная воспитательная работа |
- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; - развивать творческую активность учащихся по пропаганде здорового образа жизни
|
- тематические классные часы; - творческие конкурсы; - проектная и исследовательская деятельность; - предметная неделя; - выпуск стенгазет; - ведение дневника здоровья |
3.Внеурочные спортивные мероприятия |
- развивать силу, ловкость, выносливость; - формировать навыки работы в команде |
- дни здоровья, спорта и туризма; - спортивные праздники; - спортивные соревнования; - спортивные игры; - спортивные секции |
4.Работа с родителями |
- повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; - воспитывать активную жизненную позицию в отношении здорового образа жизни |
- тематические родительские собрания, консультации; - спортивные праздники; - индивидуальные беседы |
5.Работа психолого-педагогической службы |
- сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка
|
- индивидуальные и групповые занятия; - беседы; - тренинги; - консультации |
Программа жизнедеятельности учащихся начальной школы реализовывается в соответствии с этапами процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики:
Этапы |
Цель |
Сроки проведения |
Содержание работы (тематика) |
I. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями |
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, обеспечение выполнения ими элементарных правил здоровьесбере-жения |
I класс «На пути в страну здорового образа жизни» |
Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: правила здорового питания; необходимость и пищевая ценность конкретных продуктов питания. Учебные занятия по предмету «Человек и мир»: способы сохранения и укрепления здоровья. Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Физкульт-Ура! Начинается с утра!» (упражнения для формирования правильной осанки, комплекс утренней гимнастики). Внеклассная воспитательная работа: «Уроки Мойдодыра». |
II. Этап углубленного изучения |
формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни |
II класс «В стране здорового образа жизни» |
Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: полезные продукты; правила гигиены питания; рацион и режим питания. Учебные занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: активные формы здорового образа жизни; правила гигиены; полезные и вредные привычки; вызов «скорой помощи». Учебные занятия по предмету «Человек и мир»: режим дня; правила личной гигиены. Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Чтобы не было беды» (влияние здорового образа жизни учащихся на состояние здоровья, настроение, успехи в учебе). Внеклассная воспитательная работа: «Уроки Айболита». |
III. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбереже-нию и дальнейшего их совершенствова-ния |
формирование умений и навыков на основе ценностного отношения к ЗОЖ |
III класс «Знаем все о здоровом образе жизни» |
Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: правила питания и культурного поведения во время приема пищи. Учебные занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: гигиена дыхания; опасность алкоголя; действия в случае отравления; профилактика травматизма; видеопродукция и здоровье. Учебные занятия по предмету «Человек и мир»: представление о внутренних органах человека, выполняемых функциях, строении. Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Физкульт-Ура! На природе детвора!» (правила и нормы здорового физически активного образа жизни, двигательный режим учащегося в разные поры года). Внеклассная воспитательная работа: «Уроки Знайки». |
IV класс «Живем по законам здорового образа жизни» |
Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: организация питания человека в разное время года. Учебные занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: безопасное поведение в быту; полезные и вредные привычки, их влияние на здоровье; предупреждение травматизма; приемы оказания первой помощи. Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Физкульт-Ура! Собираем команду со всего двора!» (двигательная активность как одно из правил здорового образа жизни, двигательный режим учебного и выходного дня). Внеклассная воспитательная работа: «Живем без докторов». |
- Программа творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Диагностико-организационный этап – сентябрь 2019 г. - май 2020 г.
Цель: теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта.
- Реализационный этап – сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Цель: апробация комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников.
- Аналитический этап – сентябрь 2021г. – май 2022 г.
Цель: систематизация, анализи обобщение результатов инновационного проекта.
- Список литературы.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003
- Министерство здравоохранения Республики Беларусь «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования» (инструкция по применению), 2016
- Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013
- Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 2003
- Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология. - 2004 - №1
- Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.- М.: Вентана-Граф, 2008 (Педагогическая мастерская).
- Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Самара, 2004
- Вишневская Е.Л. и др. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. - М., 2000
- Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности.
Критерии результативности инновационной деятельности:
- мотивация младших школьников на ЗОЖ;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы.
Показатели эффективности процесса осуществления проекта:
- увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях и посещающих спортивные мероприятия;
- снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний;
- отсутствие увеличения количества детей с нарушениями осанки и зрения;
- положительная динамика физического развития и физической подготовленности;
- сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ (результаты тестирования).
Кадровое обеспечение
№ п/п |
ФИО |
Должность |
Образова-ние |
Катего-рия |
Функциональ-ные обязанности |
1 |
Шинкевич С.В. |
зам.директора по УР |
высшее |
первая |
руководитель проекта |
2 |
Потапова Т.В. |
учитель нач.классов, руководитель ШМО |
высшее |
первая |
участник проекта |
3 |
Марченко Т.Г. |
учитель нач.классов |
высшее |
первая |
участник проекта |
4 |
Петракова С.А. |
учитель нач.классов |
высшее |
первая |
участник проекта |
5 |
Мартусевич Л.М. |
учитель нач.классов |
высшее |
первая |
участник проекта
|
6 |
Езерский Н.В. |
учитель физ. культуры и здоровья |
высшее |
первая |
участник проекта |
7 |
Бондаренко О.В. |
педагог-психолог |
высшее |
вторая |
участник проекта |
В 2019/2020 учебном году участниками проекта изучен отечественный и зарубежный опыт по формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы; осуществлена методическая подготовка педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий; разработан предметно-содержательный компонент программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы»; определены критерии, показатели и инструментарий по оценке уровня сформированности валеологической грамотности, состояния здоровья учащихся.
В 2020/2021 учебном году участниками проекта предметно-содержательный аспект программы «Будем здоровы» дополнен тематическим компонентом работы с родителями в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности; осуществлена реализация содержания программы по пяти основным направлениям – работа по формированию здорового образа жизни в режиме учебного времени, внеклассная воспитательная работа, внеурочные спортивные мероприятия, работа с родителями, работа психолого-педагогической службы; составлен перечень физических, строевых, игровых упражнений и подвижных игр согласно определенным ранее по классам в каждой четверти тематическим блокам физкультурно-оздоровительной работы; создан банк методических разработок содержательного компонента внеклассной воспитательной работы в I-IV классах в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности; проведено анкетирование учащихся I-IV классов по знанию и выполнению правил здорового образа жизни в соответствии с выбранными критериями и показателями оценки уровня валеологической грамотности учащихся; осуществлен мониторинг уровня заболеваемости учащихся в течение учебного года.
В 2021/2022 учебном году творческая группа учителей продолжила работу по реализации комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» по всем разработанным предметно-содержательным компонентам, проанализировала выполнение показателей эффективности процесса осуществления проекта, систематизировала и обобщила результаты творческой (исследовательской) деятельности.
Выполнение программы и плана реализации творческого (исследовательского) проекта
Запланированные мероприятия согласно утвержденным календарным планам на 2019-2022 годы выполнены в полном объеме.
В процессе реализации проекта согласно разработанным направлениям и этапам внедрения программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» реализовывались следующие предметно-содержательные компоненты, отражающие все аспекты здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, соблюдение режима дня, личная гигиена, положительные эмоции, отказ от вредных привычек):
- Формирование здорового образа жизни в режиме учебного времени: проведение в I-IV классах факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» по 1 часу в неделю в течение одного полугодия и занятий «Час здоровья и спорта» по 1 часу в течение учебного года; преподавание учебных предметов «Человек и мир» в I-III классах и «Основы безопасности жизнедеятельности» во II-IV классах по 1 часу в неделю в течение учебного года, учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в I-IV классах по 2 часа в неделю в течение учебного года.
- Реализация содержательного компонента внеклассной воспитательной работы в I-IV классах в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности: I класс – тематика классных часов «Уроки Мойдодыра»; II класс – тематика классных часов «Уроки Айболита»; III класс – тематика классных часов «Уроки Знайки»; IV класс – тематика классных часов «Живем без докторов». Данный содержательный компонент был дополнен ежемесячным проведением минуток здоровья, посвященных соблюдению противоэпидемиологических требований в условиях распространения вирусной инфекции COVID-19.
- Реализация содержательного компонента внеурочных спортивных мероприятий в I-IV классах (физические, строевые, игровые упражнения, подвижные игры) на занятиях объединения по интересам «Подвижные игры», при проведении динамических перемен, Дней здоровья, спорта и туризма и при организации других мероприятий физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время и в шестой школьный день в соответствии с выбранными направлениями: I класс - «Физкульт-Ура! Начинается с утра!»; II класс - «Чтобы не было беды»; III класс - «Физкульт-Ура! На природе детвора!»; IV класс - «Физкульт-Ура! Собираем команду со всего двора!».
- Реализация содержательного компонента работы с родителями учащихся I-IV классов через проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций и распространение печатной продукции (памяток, плакатов) в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности: I класс - «На пути в страну здорового образа жизни»; II класс - «В стране здорового образа жизни»; III класс - «Знаем все о здоровом образе жизни»; IV класс - «Живем по законам здорового образа жизни».
Результаты исследовательской деятельности
Комплексное внедрение в образовательный процесс современных форм, методов и приемов работы на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с планом реализации программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» способствовали повышению мотивации младших школьников на ЗОЖ, сохранению и укреплению их здоровья.
Мониторинг оценки уровня сформированности валеологической грамотности и состояния здоровья учащихся проводился системно в соответствии с разработанными критериями и показателями.
Результаты анкетирования учащихся I-IV классов по знанию и выполнению правил здорового образа жизни в соответствии с выбранными критериями и показателями оценки уровня валеологической грамотности учащихся, проводимого в течение двух лет внедрения программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы», указывают на увеличение количества учащихся, которые знают последствия вредных привычек, правила здорового питания и личной гигиены, функциональное предназначение органов и частей тела; соблюдают противоэпидемиологические рекомендации; умеют распознать опасные зоны в помещении, на улице.
На основе использования методики «Социометрия» для диагностики межличностных отношений в I-IV классах с последующим анализом социально-психологического статуса индивида в группе ежегодно в классах выявляются лидеры, отмечается отсутствие изгоев и отвергаемых, а также ассоциальных группировок.
Результаты ежемесячного изучения уровня заболеваемости учащихся I-IV классов на протяжении двух лет указывают на снижение уровня заболеваемости к концу обучения в начальной школе, что подтверждает действенность проведения систематической работы с учащимися в рамках реализации комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы».
Заключение
На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что внедрение комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» создает оптимальные условия для формирования у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни посредством здоровьесберегающих технологий. Показателями эффективности являются: увеличение числа детей, посещающих спортивные мероприятия; снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний; сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ.