РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Творческий (исследовательский) проект

«Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни

у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий»

Сроки реализации: 2019 – 2022 гг.

 

Руководитель: Шинкевич Светлана Валентиновна, государственное учреждение образования «Межевская средняя школа Оршанского района», заместитель директора по учебной работе.

Консультант: Хаменок Людмила Геннадьевна, методист центра дошкольного и общего среднего образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования».

Цель: создание оптимальных условий для формирования у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни посредством здоровьесберегающих технологий через внедрение программы жизнедеятельности «Будем здоровы».

Задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;

систематизировать и расширить знания педагогов о современных здоровьесберегающих технологиях;

выявить затруднения педагогов в ходе реализации проекта, организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности;

разработать план реализации комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы»;

комплексно внедрять в образовательный процесс современные формы, методы и приемы работы на основе здоровьесберегающих технологий;

разработать систему мониторинга оценки уровня валеологической грамотности учащихся;

оценить эффективность и обобщить результаты использования здоровьесберегающих технологий для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы.

  • Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели.

Программа жизнедеятельности учащихся начальной школы «Будем здоровы» основана на следующих принципах:

  • у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
  • здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
  • принцип сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей.

Содержание программы структурировано по пяти основным направлениям:

Направление

Задачи

Формы реализации

1.Работа по формированию здорового образа жизни в режиме учебного времени

- предупредить переутомление;

- создать благоприятный психологический климат на учебных и факультативных занятиях;

- обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;

- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания

- здоровьесберегающие технологии на учебных и факультативных занятиях;

- уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта»;

-  факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»;

- учебные занятия по предметам «Человек и мир», «ОБЖ»

2.Внеклассная воспитательная работа

- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

- развивать творческую активность учащихся по пропаганде здорового образа жизни

 

- тематические классные часы;

- творческие конкурсы;

- проектная и исследовательская деятельность;

- предметная неделя;

- выпуск стенгазет;

- ведение дневника здоровья

3.Внеурочные спортивные мероприятия

- развивать силу, ловкость, выносливость;

- формировать навыки работы в команде

- дни здоровья, спорта и туризма;

- спортивные праздники;

- спортивные соревнования;

- спортивные игры;

- спортивные секции

4.Работа с родителями

- повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

- воспитывать активную жизненную позицию в отношении здорового образа жизни

- тематические родительские собрания, консультации;

- спортивные праздники;

- индивидуальные беседы

5.Работа психолого-педагогической службы

- сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка

 

- индивидуальные и групповые занятия;

- беседы;

- тренинги;

- консультации

 

Программа жизнедеятельности учащихся начальной школы реализовывается в соответствии с этапами процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики:

Этапы

Цель

Сроки проведения

Содержание работы (тематика)

I. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями

формирование у учащихся основ здорового образа жизни, обеспечение выполнения ими элементарных правил здоровьесбере-жения

I класс

«На пути в страну здорового образа жизни»

Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: правила здорового питания; необходимость и пищевая ценность конкретных продуктов питания.

Учебные занятия по предмету «Человек и мир»: способы сохранения и укрепления здоровья.

Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Физкульт-Ура! Начинается с утра!» (упражнения для формирования правильной осанки, комплекс утренней гимнастики).

Внеклассная воспитательная работа: «Уроки Мойдодыра».

II. Этап углубленного изучения

формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни

II класс

«В стране здорового образа жизни»

Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: полезные продукты; правила гигиены питания;  рацион и режим питания.

Учебные занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: активные формы здорового образа жизни; правила гигиены; полезные и вредные привычки; вызов «скорой помощи».

Учебные занятия по предмету «Человек и мир»: режим дня; правила личной гигиены.

Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Чтобы не было беды» (влияние здорового образа жизни учащихся на состояние здоровья, настроение, успехи в учебе).

Внеклассная воспитательная работа: «Уроки Айболита».

III. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбереже-нию и дальнейшего их совершенствова-ния

формирование умений и навыков на основе ценностного отношения к ЗОЖ

III класс

«Знаем все о здоровом образе жизни»

Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: правила питания и культурного поведения во время приема пищи. Учебные занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: гигиена дыхания; опасность алкоголя; действия в случае отравления; профилактика травматизма; видеопродукция и здоровье.

Учебные занятия по предмету «Человек и мир»: представление о внутренних органах человека, выполняемых функциях, строении.

Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Физкульт-Ура! На природе детвора!» (правила и нормы здорового физически активного образа жизни, двигательный режим учащегося в разные поры года).

Внеклассная воспитательная работа: «Уроки Знайки».

IV класс

«Живем по законам здорового образа жизни»

Факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»: организация питания человека в разное время года.

Учебные занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: безопасное поведение в быту; полезные и вредные привычки, их влияние на здоровье; предупреждение травматизма; приемы оказания первой помощи.

Уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта», внеурочные спортивные мероприятия: «Физкульт-Ура! Собираем команду со всего двора!» (двигательная активность как одно из правил здорового образа жизни, двигательный режим учебного и выходного дня).

Внеклассная воспитательная работа: «Живем без докторов».

 

  • Программа творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

  1. Диагностико-организационный этап – сентябрь 2019 г. -  май 2020 г.

Цель: теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта.

  1. Реализационный этап – сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Цель: апробация комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников.

  1. Аналитический этап – сентябрь 2021г. – май 2022 г.

Цель: систематизация, анализи обобщение результатов инновационного проекта.

  • Список литературы.
  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004
  2. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002
  3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003
  4. Министерство здравоохранения Республики Беларусь «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования» (инструкция по применению), 2016
  5. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013
  6. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 2003
  7. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003
  8. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008.
  9. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология. - 2004 - №1
  10.  Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009
  11.  Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008
  12.  Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.- М.: Вентана-Граф, 2008 (Педагогическая мастерская).
  13.  Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Самара, 2004
  14.  Вишневская Е.Л. и др. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. - М., 2000
  • Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности.

Критерии результативности инновационной деятельности:

- мотивация младших школьников на ЗОЖ;

- сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы.

Показатели эффективности процесса осуществления проекта:

- увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях и посещающих спортивные мероприятия;

- снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний;

- отсутствие увеличения количества детей с нарушениями осанки и зрения;

- положительная динамика физического развития и физической подготовленности;

- сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ (результаты тестирования).

Кадровое обеспечение

 

№ п/п

ФИО

Должность

Образова-ние

Катего-рия

Функциональ-ные обязанности

1

Шинкевич С.В.

зам.директора по УР

высшее

первая

руководитель проекта

2

Потапова Т.В.

учитель нач.классов, руководитель ШМО

высшее

первая

участник проекта

3

Марченко Т.Г.

учитель нач.классов

высшее

первая

участник проекта

4

Петракова С.А.

учитель нач.классов

высшее

первая

участник проекта

5

Мартусевич Л.М.

учитель нач.классов

высшее

первая

участник проекта

 

6

Езерский Н.В.

учитель физ. культуры и здоровья

высшее

первая

участник проекта

7

Бондаренко О.В.

педагог-психолог

высшее

вторая

участник проекта

 

В  2019/2020 учебном году участниками проекта изучен отечественный и зарубежный опыт по формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы; осуществлена методическая подготовка педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий; разработан предметно-содержательный компонент программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы»; определены критерии, показатели и инструментарий по оценке уровня сформированности валеологической грамотности, состояния здоровья учащихся.

В 2020/2021 учебном году участниками проекта предметно-содержательный аспект программы «Будем здоровы» дополнен тематическим компонентом работы с родителями в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности; осуществлена реализация содержания программы по пяти основным направлениям – работа по формированию здорового образа жизни в режиме учебного времени, внеклассная воспитательная работа, внеурочные спортивные мероприятия, работа с родителями, работа психолого-педагогической службы; составлен перечень физических, строевых, игровых упражнений и подвижных игр согласно определенным ранее по классам в каждой четверти тематическим блокам физкультурно-оздоровительной работы; создан банк методических разработок содержательного компонента внеклассной воспитательной работы в I-IV классах в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности; проведено анкетирование учащихся I-IV классов по знанию и выполнению правил здорового образа жизни в соответствии с выбранными критериями и показателями оценки уровня валеологической грамотности учащихся; осуществлен мониторинг уровня заболеваемости учащихся в течение учебного года.

В 2021/2022 учебном году творческая группа учителей продолжила работу по реализации комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» по всем разработанным предметно-содержательным компонентам, проанализировала выполнение показателей эффективности процесса осуществления проекта, систематизировала и обобщила результаты творческой (исследовательской) деятельности.

Выполнение программы и плана реализации творческого (исследовательского) проекта

Запланированные мероприятия согласно утвержденным календарным планам на 2019-2022 годы выполнены в полном объеме.

В процессе реализации проекта согласно разработанным направлениям и этапам внедрения программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» реализовывались следующие предметно-содержательные компоненты, отражающие все аспекты здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, соблюдение режима дня, личная гигиена, положительные эмоции, отказ от вредных привычек):

  1. Формирование здорового образа жизни в режиме учебного времени: проведение в I-IV классах факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» по 1 часу в неделю в течение одного полугодия и занятий «Час здоровья и спорта» по 1 часу в течение учебного года; преподавание учебных предметов «Человек и мир» в               I-III классах и «Основы безопасности жизнедеятельности» во II-IV классах по 1 часу в неделю в течение учебного года, учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в I-IV классах по 2 часа в неделю в течение учебного года.
  2. Реализация содержательного компонента внеклассной воспитательной работы в I-IV классах в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности: I класс – тематика классных часов «Уроки Мойдодыра»; II класс – тематика классных часов «Уроки Айболита»; III класс – тематика классных часов «Уроки Знайки»; IV класс – тематика классных часов «Живем без докторов». Данный содержательный компонент был дополнен ежемесячным проведением минуток здоровья, посвященных соблюдению противоэпидемиологических требований в условиях распространения вирусной инфекции COVID-19.
  3. Реализация содержательного компонента внеурочных спортивных мероприятий в I-IV классах (физические, строевые, игровые упражнения, подвижные игры) на занятиях объединения по интересам «Подвижные игры», при проведении динамических перемен, Дней здоровья, спорта и туризма и при организации других мероприятий физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время и в шестой школьный день в соответствии с выбранными направлениями: I класс - «Физкульт-Ура! Начинается с утра!»; II класс - «Чтобы не было беды»; III класс - «Физкульт-Ура! На природе детвора!»; IV класс - «Физкульт-Ура! Собираем команду со всего двора!».
  4. Реализация содержательного компонента работы с родителями учащихся I-IV классов через проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций и распространение печатной продукции (памяток, плакатов) в соответствии с выбранными по классам направлениями здоровьесберегающей деятельности: I класс - «На пути в страну здорового образа жизни»; II класс - «В стране здорового образа жизни»; III класс - «Знаем все о здоровом образе жизни»; IV класс - «Живем по законам здорового образа жизни».

Результаты исследовательской деятельности

Комплексное внедрение в образовательный процесс современных форм, методов и приемов работы на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с планом реализации программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» способствовали повышению мотивации младших школьников на ЗОЖ, сохранению и укреплению их здоровья.

Мониторинг оценки уровня сформированности валеологической грамотности и состояния здоровья учащихся проводился системно в соответствии с разработанными критериями и показателями.

Результаты анкетирования учащихся I-IV классов по знанию и выполнению правил здорового образа жизни в соответствии с выбранными критериями и показателями оценки уровня валеологической грамотности учащихся, проводимого в течение двух лет внедрения программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы», указывают на увеличение количества учащихся, которые знают последствия вредных привычек, правила здорового питания и личной гигиены, функциональное предназначение органов и частей тела; соблюдают противоэпидемиологические рекомендации; умеют распознать опасные зоны в помещении, на улице.

На основе использования методики «Социометрия» для диагностики межличностных отношений в I-IV классах с последующим анализом социально-психологического статуса индивида в группе ежегодно в классах выявляются лидеры, отмечается отсутствие изгоев и отвергаемых, а также ассоциальных группировок.

Результаты ежемесячного изучения уровня заболеваемости учащихся I-IV классов на протяжении двух лет указывают на снижение уровня заболеваемости к концу обучения в начальной школе, что подтверждает действенность проведения систематической работы с учащимися в рамках реализации комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы».

Заключение

На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что внедрение комплексно-целевой программы жизнедеятельности младших школьников «Будем здоровы» создает оптимальные условия для формирования у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни посредством здоровьесберегающих технологий. Показателями эффективности являются: увеличение числа детей, посещающих спортивные мероприятия; снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний; сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ.