РУС БЕЛ ENG

Социально-психологическая служба

Алгоритм межведомственных действий по профилактике, фактам суицидального поведения несовершеннолетних

  1. Первичная (общая) профилактика

 

Проводится на протяжении всего учебного года и предназначена для всех обучающихся, направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.

Для проведения мероприятий следует выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции. При подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)

 №

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

 1.1

Организация и проведение обучения специалистов заинтересованных служб по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Использование в практике работы системы практикоориентированных, межведомственных семинаров.

ежегодно

субъекты профилактики,

горрайисполкомы, администрации районов  (далее -  горрайисполкомы)

 1.2

Организация проведения межведомственных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

систематически

 горрайисполкомы

 1.3

Включение в планы воспитательной работы комплекса мероприятий, направленных на профилактику кризисных состояний несовершенноелтних, формирования культуры здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, обеспечение досуговой занятости обучающихся.

ежемесячно

учреждения образования

 1.4

Размещение на сайтах управлений, отделов по образованию, учреждений образования и здравоохранения информации по профилактике суицидального поведения.

постоянно

отделы по образованию, учреждения  образования и здравоохранения

 1.5

Организация взаимодействия   с Белорусской Православной церковью в работе по профилактике суицидов, правонарушений и преступлений, курения, алкоголизма, наркотической зависимости, ЗППП несовершеннолетних.

постоянно

отделы по образованию, учреждения образования и здравоохранения, другие заинтересованные

 1.6

Обеспечение функционирования «телефонов доверия», информирования населения об их работе, с размещением реквизитов в доступных общественных местах, СМИ.

постоянно

горрайисполкомы

 1.7

Проведение месячника по профилактике кризисного состояния (суицидального поведения) несовершеннолетних, который включает психолого-педагогическую диагностику, организацию профилактических мероприятий в том числе в рамках акции «Неделя психологии» и  областного профилактического марафона «Старт на безопасность!»)

сентябрь-октябрь

отделы по образованию, учреждения образования во взаимодействии с заинтересованными субъектами профилактики

 1.8

Проведение мероприятий, направленных на  предупреждение вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества

постоянно

горрайисполкомы

 1.9

Включение тематики предупреждения суицидальных проявлений в план родительского всеобуча

при планировании работы

отделы по образованию, учреждений образования

 

  1. Вторичная профилактика

 

Проводится в начале учебного года, а также при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные Интернет-сообщества, и направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.

Организация и проведение мероприятий вторичной профилактики должны быть направлены на изучение учащихся с учетом их личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий. На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др. Важным является проведение обучающих тренингов для педагогов и родителей по повышению компетентности в области распознавания маркеров суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)

свернуть

Региональная модель действий по предупреждению жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних

Региональная модель действий по профилактике, выявлению фактов насилия (жестокого обращения) в отношении несовершеннолетних, организации работы с ними (далее – Региональная модель) разработан в соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

Целью Региональная модель – является профилактика насилия в отношении несовершеннолетних и оказание им помощи.

         Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»)

         Формы жестокого обращения с детьми: физическое,  психологическое насилие, оскорбление,  злоупотребление, отсутствие заботы, небрежное, грубое  обращение, эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных представителей или любых других лиц, заботящихся о ребенке (ст. 19 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).

Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков насилия и жестокого обращения в отношении:

несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в медицинские организации;

несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;

несовершеннолетних, в семьях которых проживают лица, имеющие криминальное прошлое;

несовершеннолетних, посещающих образовательные организации, имеющих проблемы в обучении,  поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам.

 

Этапы :

1 этап - первичная профилактика жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних.

Данный этап направлен на просвещение по вопросам предотвращения насилия над детьми и подростками, в том числе мерах ответственности, а также на повышение уровня компетенции, сосредоточенной на преодолении различных личностных дефицитов, жизненных трудностей.

Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности и реализуется преимущественно через работу специалистов сферы образования, здравоохранения, культуры и др.

Ожидаемый результат – формирование и развитие социально-психологической культуры непринятия любых форм жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков.

2 этап – раннее выявление фактов жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание им своевременной комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специалисты учреждений образования:

         Случаи жестокого обращения могут выявляться педагогическими работниками в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.

Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

родители не знают друзей ребенка.

Медицинские работники:

Случаи жестокого обращения могут выявляться медицинскими работниками при проведении патронажа; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка.

При общении и проведении клинического осмотра ребенка в присутствии его родителей следует оценить:

есть ли у ребенка проявления физических повреждений или повреждения половых органов;

есть ли у ребенка признаки недостаточного питания;

есть ли у ребенка пороки или признаки задержки развития ребенка;

проведена ли вакцинация ребенка в соответствии с его возрастом;

своевременно ли обращаются родители за медицинской помощью, выполняются ли рекомендации врача, назначенное лечение, обследование.

При проведении клинического осмотра ребенка, его кожных покровов, следует обращать внимание на наличие подозрительных физических повреждений или травм, повреждений половых органов, которые могли бы быть результатом сексуального и (или) физического насилия.

К ним относятся:

большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле;

черепно-мозговые травмы;

переломы на различных стадиях заживления;

повреждения в области лица, головы, шеи, груди;

выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода;

шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня;

ожоги и переломы у детей, особенно, младше 1 года.

Во время проведения осмотра следует обращать внимание на особенности поведения ребенка:

сексуально окрашенное поведение;

агрессивная гиперактивность, гиперподвижность;

«замороженное» поведение; угнетение

ребенок избегает зрительного контакта с родителем.

 

Сотрудники органов внутренних дел:

Случаи жестокого обращения выявляются сотрудниками органов внутренних дел при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов.

 

«Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны незамедлительно сообщить об этом в компетентный государственный орган. (Статья 9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»)

 

При разговоре с законными представителями складывается мнение, что родители не спешат обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка.

При подробном расспросе о характере повреждений ребенка, родители не могут четко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы, выделениям из половых органов.

Возможно оценить, есть ли варианты «аномального» поведения, т.е.:

равнодушные;

наказывающие;

обороняющиеся;

слишком озабоченны состоянием и поведением ребенка;

с низким уровнем самооценки;

находящиеся в депрессии.

Факторы, которые могут способствовать жестокому обращению (насилию):

алкогольная/наркотическая зависимость родителей, близких родственников, иных лиц, проживающих в семье;

криминальное прошлое;

психические заболевания у ребенка и родителей (законных представителей);

социальная изоляция;

признаки безнадзорности ребенка и др.

 

3 этап: проведение проверки по фактам жестокого обращения (насилия) в семье.

Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Основание: п. 32<sup>2 </sup>Комплексного плана по профилактике правонарушений на 2021 год (решение Могилевского областного исполнительного комитета от 30.03.2021 №2-96)

КДН при получении информации по фактам преступления:

в день получения информации формирует районную межведомственную группу (персональный состав определяется по факту);

в течение 2-х рабочих дней организует изучение членами рабочей обстоятельств, причин и условий, способствующих совершению преступления. По результатам служебной запиской информирует КДН облисполкома, в которой указывается: обстоятельства; характеризующие данные; причины и условия, способствующие совершению преступления; планируемые меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего; выявленные нарушения в деятельности субъектов профилактики

по окончании работы районной межведомственной группы (3 рабочий день после получения информации) организует проведение внеочередного заседания, на котором рассматривается вопрос: «О необходимости признания несовершеннолетней нуждающейся в государственной защите» (примерные варианты поручений в постановлении: УО….. подготовить ходатайство на признание н/л НГЗ; отделу по образованию организовать проведение социального расследования; и др.).

КДН облисполкома оставляет за собой право проведения проверок по поручению председателя. 

По иным фактам, сопряженными с насилием в отношении несовершеннолетних: <sup> </sup>

Действия специалистов согласуются с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

информация от несовершеннолетнего;

информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

информация от специалистов;

информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация от представителей общественных объединений;

результаты медицинского осмотра;

результаты экспертиз;

дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за несовершеннолетним и др.;

наблюдение за внешним видом и поведением несовершеннолетних;

при обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних

4 этап: реабилитация, пострадавших от насильственных действий

свернуть

Савик Регина Александровна

  • Должность: Социальный педагог

Бондаренко Оксана Владимировна

  • Должность: Психолог