РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

План  работы

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

государственного учреждения образования

 «Межевская средняя школа Оршанского района»

      на  2021/2022 учебный год

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

 Форма проведения

Ответственные

 

1 кл.

 

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.

сентябрь

беседа/

консультации/

рекомендации

 

Петракова С.А.

Барковец И.В

 

.

 

 

 

 

 

 

 

1 кл.

 

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

консультации/ анкетирование/памятка

Петракова С.А.

Буяшко М.Е.

.

 

1 кл.

 

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

 круглый стол

 

Петракова С.А.

 

 

1 кл.

 

Тема 4.   

   Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

Петракова С.А.

Бондаренко О.В.

 

2 кл.

 

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. 

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

 

октябрь

 

 

анкетирование/ рекомендации

Потапова Т.В.

2 кл.

 

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

дискуссия/

рекомендации

Потапова Т.В.

Буяшко  М.Е.

2 кл.

 

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

дискуссия/

рекомендации

Потапова Т.В.

Педагоги

СППС

2 кл.

 

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/ форум/ памятка

Потапова Т.В.

3 кл.

 

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

    Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки.    Влияние оценки на самооценку учащихся.      

Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ рекомендации

Марченко Т.Г.

3 кл.

 

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Специфика развития
восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

консультация/ памятка

Марченко Т.Г.

Бондаренко О.В.

3 кл.

 

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия/практикум

Марченко Т.Г.

Барковец И.В.

Буяшко М.Е.

3 кл.

 

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

Сущность семейного общения как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищённости, тепла и любви.

сентябрь

лекция/ памятка

 

Марченко Т.Г.

Педагоги

СППС

4 кл.

 

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

     Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

консультация/ памятка

Мартусевич Л.М.

Барковец И.В.

Кузнецова А.П.

4 кл.

 

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

дискуссия/

рекомендации

Мартусевич Л.М.

Барковец И.В.

4 кл.

 

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

круглый стол/ памятка

Мартусевич Л.М.

Бондаренко О.В.

4 кл.

 

Тема 4. Книги в жизни школьника.      Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

дискуссия/ памятка

Мартусевич Л.М.

 

 

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов 

Класс

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

 

5 кл.

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

    Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

дискуссия/

консультация/

рекомендации

Шпаковская А.Г.

5 кл.

Тема 2. Ребенок среди сверстников

   Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/памятка

Шпаковская А.Г.

Барковец И.В.

5 кл.

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

   Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/беседа/ памятка

Шпаковская А.Г.

Бондаренко О.В.

 

5 кл.

 

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

 

май

 

круглый стол/ памятка

 

Шпаковская А.Г.

Барковец И.В.

6 кл.

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/

Мартусевич Д.В.

6 кл.

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

  Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

дискуссия/ памятка

Мартусевич Д.В.

Бондаренко  О.В.

 

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ памятка

Мартусевич Д.В.

Барковец И.В.

6 кл.

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период

май

круглый стол/ памятка

Мартусевич Д.В.

7 кл.

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

консультация/ памятка

Женикова Л.М.

Бондаренко О.В.

7 кл.

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/беседа/ вебинар

Женикова Л.В.

Барковец И.В.

7 кл.

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

дискуссия/памятка

Женикова Л.В.

7 кл.

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

беседа/памятка

Женикова Л.В.

 

 

 

 

 

 

8 кл.

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

семинар-практикум/

рекомендации

Сидина Е.И.

8 кл.

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

семинар-практикум/

рекомендации

Сидина Е.И.

Барковец И.В.

Туров А.Е.

8 кл.

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/рекомендации

Бондаренко О.В.

Сидина Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 кл.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/

рекомендации

Сидина Е.И.

Педагоги СППС

                 

 

 

 

9 кл

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конференция/ вебинар

Шарова Л.А.

Кузнецова А.П.

9 кл

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Шарова Л.А.

Педагоги СППС

9 кл.

Тема3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

 лекция/ беседа/ семинар-практикум

Шарова Л.А.

9 кл.

Тема4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар

Шарова Л.А.

Педагоги  СППС

 

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»  для родителей учащихся X- XI классов

Класс

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

 

10кл.

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания.

Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум

Надтачеева Т.М.

Барковец И.В.

Кузнецова А.П.

10кл.

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку

 

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс

 

Надтачеева Т.М.

Бондаренко О.В.

Буяшко  М.Е.

10кл

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная

беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

 

 

 

 

 

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

 

Надтачеева Т.М.

Педагоги СППС

 

 

10кл.

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

Бондаренко О.В.

Надтачеева Т.М.

11кл

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в

процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

 

октябрь

семинар-практикум/ форум/ вебинар

Волкова А.Л.

Бондаренко О.В.

11кл

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конференция/ беседа/ практикум

 

Волкова А.Л.

Туров А.Е.

Педагоги  СППС

Кузнецова А.П.

11кл

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в

брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Волкова  А.Л.

Барковец И.В.

11кл

Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей

выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

 

май

семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг

Волкова А.Л.

Бондаренко О.В.