РУС БЕЛ ENG

Профильное обучение

Организация классов аграрной направленности

В 2021/2022 учебном году в государственном учреждении образования "Межевская средняя школа Оршанского района" функционируют профильные X и XI классы аграрной направленности для ориентации на получение  учащимися сельскохозяйственных (аграрных) специальностей.

                    В указанных классах учащиеся изучают отдельные учебные предметы на повышенном уровне:

X класс (7 учащихся) - белорусский язык (учитель первой категории Надтачеева Татьяна Михайловна) и математика (учитель высшей категории Бохан Валентина Аркадьевна);

XI класс (5 учащихся) - русский язык (учитель первой категории Женикова Людмила Владимировна) и биология (учитель первой категории Шинкевич Андрей Михайлович).

В 2022/2023 учебном году в учреждении образования будет открыт профильный X класс аграрной направленности с изучением на повышенном уровне учебных предметов "Физика" и "Биология".

         К сведению родителей и учащихся! Формирование X профильного класса аграрной направленности осуществляется из числа лиц, изъявивших желание изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по этим учебным предметам отметки не ниже 6 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов.

 

      

 

 

       

Агросубботы

Агросубботы - это увлекательные и содержательные экскурсии на сельскохозяйственные предприятия региона.

Цель - знакомство с современным сельскохозяйственным производством.

ГП "Межево-Агро":

       

 РУСХП "Оршанское племенное предприятие":

 

https://mejevo.schools.by/news/1844922

свернуть

Профориентационные встречи с представителями УО аграрной направленности

Изображение

В рамках профориентационных встреч с представителями учебных заведений аграрной направленности 15 октября 2021 года состоялась встреча учащихся 10-11 профильных классов аграрной направленности с представителем УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» Чирич Еленой Георгиевной. В рамках данной встречи был организован просмотр видеоматериалов с комментариями лектора, диалог по вопросам, интересующим будущих абитуриентов, особое внимание было уделено правилам поступления в ВУЗ для выпускников классов аграрной направленности.

https://mejevo.schools.by/news/1768548

свернуть

Из опыта работы агроклассов

Презентация работы агроклассов ГУО "Межевская средняя школа Оршанского района"

https://mejevo.schools.by/news/1654497

свернуть

Факультативные занятия "Введение в аграрные профессии"

Факультативные занятия "Введение в аграрные профессии" - это:

- формирование интереса к аграрным профессиям;

- получение знаний о многообразии сельскохозяйственных растений и животных;

- ознакомление с технологиями производства сельскохозяйственной продукции.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем

Количество учебных часов

 

 

Введение

1

Блок 1.

ВВЕДЕНИЕ В АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (10 класс)

69

Модуль 1.

Мир сельскохозяйственных растений и животных

34

1.1.

Многообразие сельскохозяйственных растений

16

1.1.1.

Основные виды полевых культур. Их распространение по регионам и природно-климатическим зонам.

Практическая работа: изучение состояния флоры региона

2

1.1.2.

Зерновые, зернобобовые и крупяные культуры.

Практическая работа: изучение образцов семян зерновых, зернобобовых и крупяных культур

2

1.1.3.

Овощные культуры, корнеплоды и клубнеплоды.

Практическая работа: изучение натуральных образцов овощных культур, корнеплодов и клубнеплодов

2

1.1.4.

Кормовые культуры.

Практическая работа: изучение образцов кормовых культур

2

1.1.5.

Технические культуры.

Практическая работа: изучение образцов технических культур и продуктов их переработки

2

1.1.6.

Плодовые (семечковые, косточковые) и ягодные культуры.

Практическая работа: изучение образцов плодовых, ягодных культур и продуктов их переработки

2

1.1.7.

Лекарственные и эфирномасличные растения.

Практическая работа: изучение образцов лекарственных и эфирномасличных растений

2

1.1.8.

Декоративное садоводство и цветоводство.

Практическая работа: экскурсия в дендропарк. Ознакомление с техникой гербаризации

2

1.2.

Взаимоотношения человека и животных

16

1.2.1.

Одомашнивание животных в связи с развитием земледелия.

Практическая работа: изучение состояния фауны региона

2

1.2.2.

Крупный и мелкий рогатый скот.

Практическая работа: составление характеристики пород крупного и мелкого  рогатого скота

2

1.2.3.

Свиноводство.

Практическая работа: составление характеристики пород свиней

2

1.2.4.

Лошади.

Практическая работа: составление характеристики пород лошадей

2

1.2.5.

Состояние и перспективы пушного звероводства в Беларуси.

Практическая работа: составление характеристики пород кроликов и пушных зверей

2

1.2.6.

Птицеводство.

Практическая работа: составление характеристики видов, пород и кроссов птиц

2

1.2.7.

Пчеловодство и медоносные растения.

Практическая работа: изучение устройства пчелопасеки

2

1.2.8.

Рыбы и другие обитатели водоемов.

Практическая работа: изучение аквакультуры региона

2

1.3.

Интродукция и акклиматизация, введение новых видов в культуру.

Практическая работа: изучение новых видов растений, животных, акклиматизированных в Беларуси

2

Модуль 2.

Химический состав и кислотно-основной гомеостаз живых организмов. Постоянство сред. Минеральный обмен

14

2.1.

Минеральный состав живых организмов

4

2.1.1.

Макро- и микроэлементы  в живых организмах животных и растений.

Практическая работа: выявление симптомов дефицита макро- и микроэлементов в организме животных и растений

2

2.1.2.

Вода – основное вещество жизни. Растворы в живых организмах.

Практическая работа: решение расчетных задач на определение состава растворов

2

2.2.

Постоянство внутренних сред организма. рН. Алкалоз. Ацидоз. Роль буферных систем в организме растений и животных.

Практическая работа: приготовление буферных растворов. Определение рН буферной смеси

2

2.3.

Органическая составляющая клетки

8

2.3.1.

Органические компоненты в химическом составе растительной клетки.

Практическая работа: определение наличия крахмала в образцах сельскохозяйственной продукции. Определение белков в составе натуральных тканей

2

2.3.2.

Жиры – представители простых липидов.

Практическая работа: определение физико-химических показателей жиров. Щелочной гидролиз

2

2.3.3.

Аминокислоты – структурные единицы белков.

Практическая работа: изучение химических свойств аминокислот и белков; проведение цветных реакций на белки

2

2.3.4.

Биологические катализаторы.

Практическая работа: обнаружение дегидрогеназ и пероксидаз в растительных и животных материалах; изучение влияния температуры и рН среды на активность ферментов

2

Модуль 3.

Физика в сельском хозяйстве

10

3.1.

Роль физических явлений в сельскохозяйственном производстве.

Практическая работа: рассмотрение примеров использования достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве

2

3.2.

Взаимодействие сил при движении механизма.

Практическая работа: графическое определение направления результирующих сил, действующих на механизм в движении

2

3.3.

Общие представления о капиллярных явлениях и способах изменения капиллярности почвы.

Практическая работа: расчет высоты поднятия жидкости в капилляре

2

3.4.

Давление жидкостей и газов.

Практическая работа: измерение физических величин

2

3.5.

Простые механизмы. Понятие о кинематических схемах сельскохозяйственных машин.

Практическая работа: изучение принципов работы простых механизмов. Определение передаточного числа механизма по кинематической схеме

2

Модуль 4.

Современные направления и методы в селекции и биотехнологии сельскохозяйственных растений и животных

10

4.1.

Селекция в растениеводстве и животноводстве.

Практическая работа: изучение особенностей современных сортов растений и пород животных

2

4.2.

Биотехнология в растениеводстве и животноводстве

4

4.2.1.

Основные понятия в биотехнологии.

Практическая работа: изучение работы биотехнологической лаборатории

2

4.2.2.

Клеточная и генетическая инженерия.

Практическая работа: ознакомление с методикой культивирования тканей вне организмов

2

4.3.

Генетически модифицированные организмы и их практическое использование в сельском хозяйстве

4

4.3.1.

Понятие о генетически модифицированных организмах и продуктах.

Практическая работа: определение наличия  генетически модифицированных  организмов в продуктах питания. Круглый стол по обсуждению вопроса трансгенеза

2

4.3.2.

Достижения и биобезопасность генетически модифицированных объектов.

Практическая работа: знакомство с историей развития производственных показателей сортов и гибридов растений, пород животных, созданных учеными Беларуси

2

Модуль 5.

Конференция

1

Блок 2.

«ОСНОВЫ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА» (11 класс)

70

Модуль 1.

Живые организмы и окружающая среда

18

1.1.

Абиотические факторы среды

4

1.1.1.

Минеральные и органические удобрения.

Практические работы: изучение видов минеральных и органических удобрений; распознавание минеральных и органических удобрений

2

1.1.2.

Средства защиты растений от вредных объектов.

Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы.

Практическая работа: составление классификации средств защиты растений. Определение количества нитратов в различных овощных культурах в зависимости от вида, сорта, органа, ткани

2

1.2.

Биотические факторы

8

1.2.1.

Грибы. Микотоксины. Вирусы – внутриклеточные паразиты растений и животных. Бактерии: симбионты, патогены.

Практическая работа: составление классификации по общим признакам грибов-продуцентов микотоксинов, инфекционных заболеваний животных и растений. Выращивание плесневых грибов

2

1.2.2.

Использование микроорганизмов в сельском хозяйстве.

Практическая работа: ознакомление с использованием молочнокислого и спиртового брожения в заготовке консервированных кормов и продуктов питания

2

1.2.3.

Простейшие – паразиты растений и животных. Плоские и круглые черви. Вредные членистоногие.

Практическая работа: выявление возбудителей заболеваний с помощью макро– и микропрепаратов

2

1.2.4.

Сорные растения.

Практическая работа: сбор гербарного материала сорной растительности. Определение видов сорных растений на пришкольном участке, лугу и в посевах сельскохозяйственных культур

2

1.3.

Экология  агропромышленного комплекса

6

1.3.1.

Агроэкосистема. Экологические аспекты в сельском хозяйстве.

Практическая работа: изучение технологических нормативов внесения удобрений и пестицидов

2

1.3.2.

Гуманное отношение и комфортное содержание животных.

Практическая работа: изучение основ ухода за животными, содержания животных на животноводческих комплексах

2

1.3.3.

Принципы получения экологически чистой и экологически безопасной продукции сельского хозяйства.

Практическая работа: изучение структуры и функционирования агроэкосистемы

2

Модуль 2.

Технология получения сельскохозяйственной продукции

22

2.1.

Технологии получения продукции растениеводства

12

2.1.1.

Почва как основное средство сельскохозяйственного производства.

Практическая работа: определение типов почв

2

2.1.2.

Основы обработки почвы.

Практическая работа: изучение основных приемов обработки почвы

2

2.1.3.

Чередование культур в севообороте.

Практическая работа: определение основных типов севооборотов

2

2.1.4.

Интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Практическая работа: классификация технологий возделывания сельскохозяйственных культур

2

2.1.5.

Понятие технологий нулевой обработки почвы, точного земледелия, органического земледелия.

Практическая работа: изучение опыта применения новых технологий производства продукции растениеводства

2

2.1.6.

Агрономическая служба в производстве продукции растениеводства.

Практическая работа: изучение структуры и функционирования агрономической службы сельскохозяйственной организации

2

2.2.

Технологии получения продукции животноводства

10

2.2.1.

Основы технологий производства молока на животноводческой ферме.

Практическая работа: изучение состава компонентов молока в молочной продукции

2

2.2.2.

Технологии получения молока от молочных коров.

Практическая работа: изучение работы доильного оборудования

2

2.2.3.

Технологии переработки молока и получения молочной продукции.

Практическая работа: изучение работы оборудования для первичной обработки молока и получения молочной продукции

2

2.2.4.

Технология производства мяса и других продуктов, получаемых от сельскохозяйственных животных и птицы.

Практическая работа: изучение работы оборудования для получения мясной продукции

2

2.2.5.

Зоотехническая и зооветеринарная службы в производстве и переработке продукции животноводства.

Практическая работа: изучение структуры и функционирования зооветеринарной службы сельскохозяйственной организации

2

Модуль 3.

Техническое и энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства

26

3.1.

Тепловые процессы в сельскохозяйственном производстве

4

3.1.1.

Тепловой режим – важнейшее условие существования растений.

Практическая работа: определение температуры и влажности почвы

2

3.1.2.

Условия содержания животных, хранения и переработки продуктов.

Практическая работа: определение параметров микроклимата при содержании животных, хранении и переработке продуктовЗнакомство с профессией инженер по трудоемким процессам

2

3.2.

Тепловые машины в сельскохозяйственном производстве

4

3.2.1.

Тепловые двигатели.

Практическая работа: изучение устройства и параметров тепловых двигателей

2

3.2.2.

Компрессоры. Установки для создания искусственного холода.

Практическая работа: изучение общего устройства и назначения основных элементов оборудования холодильных машин

2

3.3.

Тракторы и сельскохозяйственные машины

4

3.3.1.

Тракторы в сельскохозяйственном производстве.

Практическая работа: изучение основных систем трактора

2

3.3.2.

Сельскохозяйственные машины.

Практическая работа: знакомство с системой сельскохозяйственных машин

2

3.4.

Инженерно-техническая служба в обеспечении сельскохозяйственного производства.

Практическая работа: изучение структуры и функционирования инженерно-технической службы сельскохозяйственной организации

2

3.5

Применение электрической энергии в сельском хозяйстве

6

3.5.1.

Источники тока, устройства передачи электрической энергии, электропривод.

Практическая работа: изучение принципа управления электроприводом

2

3.5.2.

Электротехнологии в сельскохозяйственном производстве.

Практическая работа: изучение системы электрооборудования животноводческой фермы

2

3.5.3.

Энергетическая служба в обеспечении сельскохозяйственного производства. Электробезопасность.

Практическая работа: изучение структуры и функций энергетической службы сельскохозяйственной организации

2

3.6.

Автоматизация в сельскохозяйственном производстве

6

3.6.1.

Понятие об автоматизации технологических процессов.

Практическая работа: изучение автоматической системы управления самоходным комбайном

2

3.6.2.

Роботизированное оборудование в сельском хозяйстве.

Практическая работа: изучение принципа работы роботов для доения животных, кормления и ухода за животными

2

 

 

 

 

3.6.3.

Применение информационных систем в сельском хозяйстве.

Практическая работа: ознакомление с новыми специальностями и профессиями для обеспечения сельскохозяйственного производства

2

Модуль 4.

Агрогородки. Сельский быт. Выдающиеся люди села

3

4.1.

Государственная политика развития сельских территорий и условий жизни на селе. Льготы молодым специалистам и семьям.

Практическая работа: изучение структуры и функционирования агрогородков

2

4.2.

Знаменитые работники сельского труда. Герои Беларуси.

Практическая работа: ознакомление с биографией и достижениями знаменитых работников сельского труда региона

1

Модуль 5.

Конференция

1

 

Выпускная работа

 

свернуть

Планирование работы в профильных классах аграрной направленности

ПЛАН

мероприятий в профильных классах аграрной направленности

на 2021/2022 учебный год

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1.Организационная и информационно-аналитическая работа

1.1.

Анализ трудоустройства  выпускников 2021 года

Август

2021 года  

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

1.2.

Проведение анкетирования среди учащихся выпускных классов учреждения образования с целью выявления их профессиональных намерений

Октябрь

2021 года 

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А., заместитель директора по УР Шинкевич С.В.

1.3.

Анализ работы по профориентации с учащимися и их законными представителями

Апрель

2022 года

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

2.    Взаимодействие с заинтересованными ведомствами

2.1.

Проведение экскурсионных походов на предприятии и организации района агропромышленного комплекса

В соответствии с планом проведения агросуббот

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

2.2.

Участие  в Днях открытых дверей, конкурсах, семинарах, проводимых учреждениями высшего, среднего специального, профессионально-технического образования аграрной направленности

Согласно предоставляемой информации УВО, УССО, УПТО

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

2.3.

Участие учащихся третьей ступени классов аграрной направленности в семинарах, конкурсах областных, республиканских

Согласно графикам

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

2.4.

 

Выполнение контрольных цифр приема при наборе на специальности аграрного профиля в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования

Июль-август

2022 года

Директор школы Туминская Л.Е.

3. Организация работы с родителями.

3.1.

Информирование учреждения образования «Оршанский государственный аграрный колледж» о датах проведения родительских собраний в учреждении образования с целью приглашения их представителей

Январь-май

2022 года

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

3.2.

Индивидуальные консультации для законных представителей по вопросам профориентации и дальнейшего трудоустройства в учреждения образования аграрной направленности

 Постоянно

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А., педагог-психолог Бондаренко О.В.

3.3.

Информирование законных представителей учащихся о Днях открытых дверей УВО, УССО, УПТО аграрной направленности

До 31.05.2022

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

4. Организация работы с учащимися.

4.1.

Организации классов  аграрной направленности

До 01.09.2021

Директор школы Туминская Л.Е., заместитель директора по УР Шинкевич С.В.

4.2.

Проведение диагностического профтестирования на базе городского ресурсного центра информационных технологий

Март-апрель

2022  года

Ресурсный центр информационных технологий, заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

4.3.

Информирование и организация участия  учащихся в Днях открытых дверей УВО, УССО, УПТО аграрной направленности

До 31.05.2022

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

4.4.

 Привлечение учащихся к участию учащихся  в конкурсах, мероприятиях для классов (групп) аграрной направленности

 В течение учебного года

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А., заместитель директора по УР Шинкевич С.В.

         

 

 

 

Заместитель директора по ВР                                                   С.А.Богадевич

 

 

План  проведения агросуббот в классах аграрной  направленности

                                                     государственного  учреждения образования

                                                « Межевская  средняя школа Оршанского  района»

                                                                на  2021/2022 учебный  год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Организация встреч учащихся с представителями аграрных профессий,  с  преподавателями высших  и  средних специальных учебных заведений аграрного  профиля.

 

В течение

учебного

года

Заместитель директора по  ВР

2.

Оформление альбома о профессиях.

 

 

 

На  протяжении  учебного  года

Заместитель директора по  ВР,учитель химии и  биологии

Шинкевич А.М.

 

 

3.

Выпуск  Школьной газеты «Школьная  перемена», ведение  рубрики «Я – будущий  аграрий».

 

В течение

учебного

года

Заместитель директора по  ВР,

редколлегия

4.

Экскурсия на предприятие аграрной направленности: государственное предприятие «Межево – Агро» -Зерносушильный  комплекс.

 

 

Сентябрь

 

Заместитель директора по  ВР, классные  руководители

5.

Экскурсия на предприятие аграрной направленности:  РУСХП Оршанское Племенное предприятие.

 

Декабрь

 

 

 

Заместитель директора по  ВР,

классные  руководители

6.

Игра викторина  по  профориентации для  9- 11 классов       «Клуб  знатоков  профессий».

 

 

Январь

Заместитель директора по  ВР,

педагог - организатор

7.

Экскурсия на предприятие аграрной направленности: государственное предприятие «Межево – Агро» МТК- 800

Февраль

Заместитель директора по  ВР,

классные руководители

8.

День  открытых  дверей: посещение УО Оршанского государственного аграрного  колледжа п. Высокое, аг.Смольяны.

 

В соответствии с графиком проведения мероприятия

Заместитель директора по  ВР,

классные  руководители

9.

Экскурсия на предприятие аграрной направленности: государственное предприятие «Межево – Агро» Реммастерские

 

Апрель

Заместитель директора по  ВР,

классные руководители

10.

 

 

 

 

 

Пришкольный участок:

работа на учебно-опытном участке и в теплице, апробация и развитие элементов органического земледелия, проведение образовательных экскурсий на учебно-опытном участке.

Апрель –Май

 

 

 

 

 

 

Заместитель  по  ВР,

учитель химии и  биологии

Шинкевич А.М.

 

 

 

 

 

 

11.

Проведение  профессиональных консультаций по изучению личности школьника:

“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”,

“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,

“Изучение склонностей и интересов”,

“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”.

 

;

 

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

психолог

свернуть

Реализация Программы развития профильных классов аграрной направленности в УОСО Витебской области

План мероприятий

по реализации Программы развития профильных классов аграрной направленности

в государственном учреждении образования

«Межевская средняя школа Оршанского района»

на 2021/2022 учебный год

 

п/п

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Разработка и исполнение плана мероприятий в учреждении образования по реализации Программы развития профильных классов аграрной направленности в УОСО Витебской области до 2023 года на текущий учебный год

Август 2021 года

Руководство учреждения образования

2.

Изучение организации образовательного процесса в X-XI профильных классах аграрной направленности

Февраль 2022 года

Заместитель директора по УР Шинкевич С.В.

3.

Мониторинг выполнения целевых показателей региональной Программы развития профильных классов аграрной направленности в УОСО Витебской области до 2023 года

До

15 сентября

текущего года

Руководство учреждения образования

4.

Расширение сети профильных классов аграрной направленности, увеличение количества обучающихся в них (пункт 2.4. Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2020 г. № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области»)

Март 2022 года (планирование),

август 2022 года (реализация)

Руководство учреждения образования

5.

Взаимодействие с базовыми предприятиями, другими организациями агропромышленного комплекса по функционированию профильных классов (групп) аграрной направленности

В соответствии с планом проведения мероприятий

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

6.

Рассмотрение на педагогическом совете, совещании вопроса эффективности работы педагогического коллектива по реализации плана мероприятий программы развития профильных классов аграрной направленности в УОСО Витебской области до 2023 года

В соответствии с планом проведения заседаний педагогических советов, совещаний на текущий учебный год

Директор школы Туминская Л.Е.

7.

Организация участия учащихся учреждения образования в мероприятиях образовательной панорамы «АгроКлас!ье»

В соответствии с графиком проведения мероприятий

Руководство учреждения образования

8.

Использование материалов информационно-образовательного портала «АгроКлас!ье»

Постоянно

Руководство учреждения образования, учителя-предметники

9.

Размещение в средствах массовой информации, на сайте учреждения образования информации о работе профильных классов учреждения образования

Постоянно

Заместитель директора по ВР Богадевич С.А.

10.

Организация участия учащихся учреждения образования в областной дистанционной олимпиаде «Агрополия»

В соответствии с графиком проведения мероприятий

Руководство учреждения образования

11.

Организация участия учащихся учреждения образования в областном конкурсе «Агромир»

В соответствии с графиком проведения мероприятий

Руководство учреждения образования

12.

Повышение квалификации, обучающие курсы для педагогических работников по вопросам организации образовательного процесса в профильных классах аграрной направленности

В соответствии с графиком проведения мероприятия

Заместитель директора по УР Шинкевич С.В.

13.

Участие в районных мероприятиях по вопросам аграрного образования

В соответствии с графиком проведения мероприятий

Руководство учреждения образования

14.

Информирование управления по сельскому хозяйству Оршанского райисполкома о заключении договоров на целевую подготовку выпускников классов (групп) аграрной направленности учреждения образования

Апрель-май 2022 года

Руководство учреждения образования

 

Заместитель директора по ВР                                 С.А.Богадевич

свернуть

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативные документы 

свернуть